Люди разлетаются, тряхнув крыльями после спячки. И там далеко, на высоких склонах есть особая земля. Нет-нет, не Грузия. Чуть выше.
Где несутся, пенясь, Малка и Терек, где весной сносит все мосты к чертям Чегем. Где яркое-яркое синее небо (почти как здесь) окрашивает все под собой - и застывшие ледяным зеркалом Голубые озера, и стройные ровные голубые ели -
Нальчик мой, вся земля вокруг тебя благословенна.
История этой северокавказской Швейцарии страшна и кровава. В 16 веке кабардинский князь Темрюк выдал свою дочь за Ивана Грозного. Точная копия свадебного подарка - огромного золотого блюда хранится в Краеведческом музее (оригинал, если не ошибаюсь в Оружейной палате). Мария Темрюк с сыном была отравлена, как и ее предшественницы. А Кабарда осталась в составе России. Кстати, плодороднейшие коренные земли адыгов, находившееся на территории современных Краснодарского и Ставропольского краев были отжаты Россией, как "ничейные" и заселены казаками. Брутальный Ермолов прошел здесь огнем и мечом, сократив население адыгов чуть ли не на 90 процентов и отжав их к горам. Топография - вещь упрямая. Геленджик в Краснодарском крае - это не русское название.
Как курорт - Нальчик долго находился в тени Пятигорска с Кисловодском. Тень Лермонтова прикрывала дорогу на юг.
Но в 30-х годах происходит невероятное - в Приэльбрусье находят вольфрам с молибденом. И в Нальчике начинает подниматься серьезная промышленность.
А потом была война. И немецкой дивизии Эдельвейс срочно потребовалось установить свастику на седом Эльбрусе - "здесь был Вася" интернационально и бессмертно. Только за то, что проводниками немцы взяли двух балкарцев, и никто не знает, кем были взяты заложники, отец народов отправил в товарняках в голую степь целый народ. 8 марта в Нальчике праздновался очень осторожно - мама, преподавшая в балкарской школе 20 лет, всегда внимательно следила, чтобы никому в этот день нечаянно не сделать больно.
Эта гостеприимная земля тщательно бережет и защищает свой покой - соседи все-таки беспокойные.
Я выросла глядя на горы. Главный проспект буквально упирался в них. Страна солнца, неба и снега. Земля, спасшая жизнь моей семье, сбежавшей из голодного Поволжья. Она кормила, лечила и согревала.
Атажукинский сад - семикиллометровый парк упирающийся в Долинск - курортную зону и предгорья. А дальше - лес. И Ботанический сад. И все это полнилось сладкими медовыми запахами детства.
Люблю. Скучаю. Помню. Мира тебе!